ЗЕЛЕНАЯ КНИГА

В начале этого года на экранах кинотеатров Русской Пустоши вышла автобиографическая драма режиссёра Питера Фаррелли «Зелёная Книга», рассказывающая реальную историю дружбы между чернокожим пианистом Доном Ширли и его водителем Тони Валлелонги.
Вы не понаслышке знаете о положении чернокожих в США – о расовой дискриминации и сегрегации. Специально для них была создана так называемая «Зелёная Книга», по сути являющаяся путеводителем чернокожего водителя. В ней были указаны маршруты и места, которые чернокожий мог посещать без всякой опасности для него, ибо давление и опасность в целом исходила не только от американской буржуазии, но и от обычных граждан страны, среди которых буржуазная пропаганда усиленно насаждает расистские стереотипы.

Прежде, чем перейти к сюжету фильма, мы учтём один момент. Дети тех самых людей, которые и проводили сегрегацию и всячески угнетали темнокожих – сейчас выделяют деньги на эти фильмы. Эти фильмы назойливо тычут в лицо зрителю идею о том, что расизм – это плохо, несмотря на то, что человек, будучи ребёнком уже понимает это. Назойливый показ чего-либо вызывает лишь раздражение, а после – ненависть к тому, что нам навязывают. Таким образом всё это приведёт к фашизации, которая выгодна тем, кто эти фильмы продюсирует, так как фашизм – наиболее оптимальная в экономическом отношении стадия капитализма. 

А теперь к сюжету. Он повествует нам об итальянце Тони Валлелонга, потерявшему работу в ночном клубе. Его семья остро нуждалась в деньгах. Тони начинает заниматься поисками заработка и идёт на собеседование с Доном Ширли – афроамериканским пианистом, который ищет личного водителя для гастролей по стране. Собеседование проходит успешно, и они практически сразу отправляются в путь, дабы воплотить намеченные планы до Рождества. Им выдают зелёную книгу, где были указаны места для их обслуживания.

Герои не находят общий язык друг с другом, так как они совершенно из разных классов – Дон Ширли был очень богатым человеком, а Тони – был беден. Также между ними имеются различия в воспитании. Дон Ширли просит Тони быть более вежливым, учтивым, утончённым, воспитанным, но Тони всё это было чуждо. Поначалу фильма можно было увидеть, как пришедший домой Тони с презрением смотрит на чернокожих слесарей, чинивших кран у него на кухне. Со временем расизм Тони сходит на нет, когда он видит какие условия для выступлений, были предоставлены Дону Ширли и обращение к нему не как человеку со стороны местных и представителей власти. Ему не раз пришлось заступаться за Дона, вытаскивать его из передряг. Также его поражал музыкальный талант Дона Ширли и литературный язык, при помощи которого Дон помогал Тони писать письмо своей супруге.

В фильме присутствует интересный момент. Когда машина, на которой герои ехали по стране, «закипела» – они были вынуждены остановится. Пока Тони менял охлаждающую жидкость в радиаторе – Дон вышел из машины и посмотрел на поле, на котором работали чернокожие рабочие. Они с презрением смотрели на Дона с мыслю о том, что он – богатый и ездит на дорогой машине в красивом костюме, а они – горбатятся под палящим солнцем на ферме, которая им не принадлежит. Увиденная картина оказала большое впечатление на Дона, возможно, с того момента он начал задумываться о важности своих богатств и положения в обществе.

Последней каплей Дона становится унизительное отношение к нему со стороны персонала ресторана перед его выступлением. Его встречали как почётного гостя, но запретили ужинать с другими посетителями ресторана из-за его цвета кожи. Это вывело Дона из себя, и они с Тони отправились в обычный провинциальный клуб «Оранжевая Птица», где проводило досуг преимущественно небогатое чернокожее население. Поначалу они также с неким презрением смотрели на богатого афроамериканца, но всё изменилось, когда он сел за фортепиано и начал играть мелодию родную для них, показав своё равное отношение к ним. Последний концерт был отменён, и герои поехали домой, их ждало Рождество.

Фильм прекрасно показал, как богатый человек, еще не лишившийся человеческого лица увидев положение своего народа, отказался от роскошного образа жизни ради уважения к себе. В целом фильм показал хороший пример настоящей дружбы между разными по расе и классу людьми, и подталкивает имеющих совесть и человеческое достоинство людей к необходимости прислушаться зову изнутри, покуда он не пропал. Фильм заслуженно взял свой Оскар на кинофестивале, что в данном контексте особенно симптоматично.

Письмо в Редакцию