КАК НЕ СТОИТ СТРОИТЬ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ

Это текст о Человеке с большой буквы. Он искренне заблуждался, но верил в идеал. За него он был готов страдать, терпеть лишения, быть изгнанником везде. Человек ушёл, но оставил нам свой опыт, а главное – ошибки. Наша цель – проанализировать их и быть столь же дерзновенными, совершая свои. Благими намерениями выстлан путь в ад, но путь в рай вымощен искренними ошибками.

В данном материале мы поведаем вам о Луи Огюсте Бланки и его идеях, которые были названы «бланкизмом». Для начала расскажем вкратце его биографию, чтобы понимать что это был за человек и как он пришел к умозаключениям, которые будут описаны ниже.


Луи Огюст Бланки (1805 1881), французский революционер, утопист-коммунист, придерживаясь заговорщической тактики революционной борьбы, стремился к созданию тайных, строго иерархических организаций с задачами свержения существующего государственного устройства путем внезапного вооруженного восстания. Первоначальное образование Огюст получил в лицее Карла Великого, потом изучал юриспруденцию и медицину. Он рано выступил борцом за коммунистические идеи, и уже в 1827 году принимал участие в беспорядках, трижды был ранен, арестован и заключён в тюрьму.


27 июля 1830 года, Бланки с оружием в руках участвовал в восстании, и выступая против установившейся новой монархии, образовал республиканское общество «Amis du peuple» («Друзья народа»). Открытый поход, который он повёл против нового правительства, вызвал судебное преследование, и 12 января 1832 года Огюст был осуждён на годичное тюремное заключение и штраф. В 1836 году он был во второй раз приговорён за участие в недозволенном обществе к двухлетнему заключению и штрафу, но 12 мая 1839 снова явился одним из вождей восстания. Уже через полгода вновь был арестован, и 31 января 1840 года приговорён к смертной казни, заменённой королём на пожизненное заключение.


Освобождённый революцией 1848 года, основал в Париже «Республиканское центральное общество». Плодами этой структуры были восстания 17 марта, 16 апреля и 15 мая с целью ниспровержения правительства и введения проповедуемого Бланки коммунистического строя. Предприятия не удались, и 2 апреля 1849 года он был осужден на десятилетнее заключение, которое отбывал в Бель-Иле и в Корте на острове Корсика.


Освобожденный амнистией 1859 года, сначала жил в Лондоне, но уже в 1861 году вновь был приговорён в Париже к четырёхлетнему тюремному заключению и штрафу, как глава противозаконного общества. В 1865-1870 жил в Брюсселе, и немедленно, по провозглашении республики, основал клуб и журнал «La patrie en danger» («Отечество в опасности»).


Осуждён на пожизненое заключение, за участие в революционных выступлениях 31 октября 1870 и 22 января 1871 годов. После образования Парижской коммуны, 18 марта 1871 года заочно избран её членом. После её падения был осужден к ссылке в Новую Каледонию, но из-за слабого здоровья наказание было заменено тюремным заключением. В Клервоской тюрьме он написал астрономическое сочинение: «L’Eternite par les astres» («К вечности – через звёзды», Париж, 1872).
Вследствие агитации социалистической партии, был выбран в 1879 году депутатом от Бордо, но избрание его не было утверждено палатой. Умер 1 января 1881 года, проведя в целом около 37 лет в тюремном заключении.

Теперь, когда мы узнали историю революционной борьбы Бланки, можно переходить к его идеям, т.е. к бланкизму.

Бланкизмэто совокупность идей и взглядов, которые отдают приоритет заговорщической деятельности и террору в борьбе против властей. Бланки отрицал возможность участия в буржуазных выборах как таковых, т.к. считал, что массы могут попасть в ловушку капиталистов и реакционеров, и санкционировать собственное рабство. Как известно марксисты также не верят в буржуазные выборы, однако они рассматривают их для пропаганды своих идей на более широкую публику, но не более, потому как знают, что иначе это может перейти в реформизм, т.е. оппортунизм. К тому же марксисты в данном вопросе, действуют строго исходя из сложившейся обстановки.

Тактика бланкистов и выдвигавшиеся ими организационные формы движения, носили сектантский характер. Они отстаивали необходимость создания узкой, тайной иерархической организации, ставящей своей задачей свержение существующего режима путём внезапного вооруженного выступления. Отказываясь от пропаганды в широких массах, чтобы не подвергать опасности нелегальную организацию, не считаясь с объективными условиями, не учитывая наличия революционной ситуации, бланкисты главную ставку делали на неожиданность нанесения удара и на неподготовленность правительства к отпору. Попытки применения данной тактики потерпели неудачу (восстания 12 мая 1839 и 14 августа 1870 годов в Париже и др.). Также Бланкисты участвовали в событиях Парижской коммуны, однако им пришлось поступиться с некоторыми своими принципами из-за иного характера революции. Однако стоит заметить, что, например, в работе «Инструкция к вооруженному восстанию», о которой далее еще пойдет речь, Бланки отмечал построение укреплений, масштаб которых не позволяет построить их группкой заговорщиков. Таким образом можно сделать вывод, что «поздний» Бланки уже осознал роль народных масс в революциях.

Далее разберём бланкизм и его тактику по плюсам и минусам, так будет более структурировано, и можно сразу увидеть все недочеты и положительные стороны течения в одном списке. Начнем, пожалуй, с минусов, т.к. их больше.


1) Опора на узкую группу заговорщиков, заговорщицкая тактика. Это является, пожалуй, основным минусом данного течения, но стоит заметить, что Огюст не создавал эту идею, а лишь взял её на вооружение, т.к. во времена неспокойного ХIХ века, идея о заговорах и путчах была распространена среди всех политических движений, поэтому он не может нести за нее историческую ответственность. Как было написано ранее, «поздний» Бланки осознал, что участие народа необходимо в революции, но он видел это так, что группа заговорщиков-революционеров начинает при удачных стечениях обстоятельств реализовывать свой план, а народ потом присоединяется к их борьбе.

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ленин писал: «Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых, половинчатых, нерешительных друзей революции. Это в-третьих. Вот этими тремя условиями постановки вопроса о восстании и отличается марксизм от бланкизма» [1].


2) Второй минус относит нас сразу к первому, а точнее является его логическим продолжением. Речь идет о том, как управлять государством после успешной революции. Бланкисты считали, что придя к власти будет установлена временная диктатура, а потом власть будет передана народу, но опять же, только узкая группа революционеров будет управлять страной, т.е. фактически узурпация власти одной группой, а это ведет к стагнации, т.к. все мы знаем что бывает со странами, где кто-либо единолично (человек/группа людей) правит.


3) Сектантство. Вытекает также из первого минуса потому, что конспирационные группы заговорщиков очень легко превращаются в секту с характерными ее чертами: бесприкословное подчинение лидеру, беспрекословное выполнение приказов, бездумное следование любым указаниям, бессменная группа лидеров у власти и т.д. Все это ведет к разложению организации.


4) Принижение роли пролетариата и всего трудового народа. Из-за того, что бланкистская организация делается в отрыве от широких масс населения, она обрекает народ на бездействие, и в последствии на апатию ко всему происходящему.


Пожалуй, теперь можно перейти и к плюсам.


1) Пролетарская диктатура. Бланки один из первых вывел положение о пролетарской диктатуре, т.е. диктатуре одного класса над другим.


2) Организационная конспирация и структура. Хоть бланкистская тактика об опоре на узкую группу полностью себя не оправдала, тем не менее способы конспирации нелегальной организации, а также её структурирование хорошо сработали. Их в том числе взяли и большевики перед Октябрьской революцией во время нелегальной партийной работы.


3) Осознание важности революционного меньшинства. Под этим подразумевалось то, что если революционное меньшинство (революционная интеллигенция) произведет путч, установит диктатуру и потом передаст власть народу, то наступит всеобщее счастье. Опять же, важность революционного меньшинства понимали Энгельс и Маркс, а позже и Ленин, однако была разница между бланкистским и марксистским пониманием. Ленин понимал роль революционного меньшинства в связи её с народными массами, а также создании пролетарской партии, которая бы выражала интересы трудового народа.


4) Это относится скорее лично к Бланки, чем вообще к бланкизму. В последние годы своей политической деятельности, он написал произведение «Инструкция к вооруженному восстанию» (чисто военная работа, без политических ремарок), где описал, как лучше всего вести борьбу на улицах против правительственных сил, указал на основные ошибки протестующих и рассказал, как лучше организовать людей и многое другое. Разумеется, многое уже устарело, т.к. это было написано во второй половине ХIХ века, а теперь у нас появились новые технологии, которые бы помогли нам в уличной борьбе, а так же силы правопорядка значительно пролетаризировались и подвержены нашей пропаганде [2]. Но неизменными остались принципы которые он там заложил: дисциплина и организованность сил народной самообороны, полная информированность о других очагах сопротивления в городе.


И так, зачем же надо было рассказывать про бланкизм, если он себя изжил как течение? Как раз таки для того, чтобы перенять положительный опыт который был описан в плюсах. Безопасность организаций актуальна до сих пор, тема ведения уличных боёв актуальна до сих пор, правильная организация партии актуальна до сих пор. Многие ответы можно найти в прошлом и бланкизм не исключение. Тем более, для знания истории борьбы угнетенных классов это тоже полезно, т.к. в свое время бланкисты были довольно серьёзной силой на политическом поприще Европы.

[1] – «Марксизм и восстание»

(Письмо Центральному Комитету РСДРП) В.И. Ленин 1917 г.

[2] – https://russianwasteland.ru/%d1%82%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f/501/

Позиция Редакции