ПРЕДАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕПАЛА

Идёшь среди неоновых вывесок с щемящей пустотой в груди. Стоя в метро в час пик, ты, как и стоящие рядом с тобой, проигрывают в голове картину, как они делают с перрона шаг вперёд навстречу поезду, вырвавшемуся из жерла тоннеля…
В жизни нет никакого смысла, всюду одно и тоже. Куря на балконе, возвышающимся над беспокойно заснувшим спальным кварталом, ты думаешь о том, что всё может быть устроено иначе, и твои мысли уносят тебя далеко в те края, где не ступала нога европейца.
Там люди с суровыми взглядами и мозолистыми руками в глухих ущельях, куда не залетит дрон, и горных хребтах, выступающих из вековых джунглей, спаяны великой идеей, ради неё сражаются и умирают героями. Называют они себя маоистами, их жизнь тяжела, а ближайшее будущее туманно. Но каждый из них богаче всех миллиардеров. У них есть всё, что не купишь за деньги, что им эти убогие яхты и дворцы…
В одной горной стране эти люди победили, и хоть и не смогли демократическую революцию продолжить до пролетарской, их бой ещё не окончен, а наш ещё не начался.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

В 1949 году в Непале была абсолютная монархия и феодализм, в тот год была создана Коммунистическая партия. Подобно РСДРП, в нём сходу образовалось два крыла: умеренное (реформаторское) и революционное [1].

В 1959 году был создан Парламент и провозглашена парламентская монархия. В результате к власти пришли социал-демократы из партии Непальский конгресс. Умеренное крыло поддержало т. н. «демократический эксперимент», в то время как лидеры революционного крыла – нет.

В такой обстановке к власти пришел новый король – Махендра. Совершив, по сути, бескровный переворот, в 1962 году он распустил недавно созданный Парламент и арестовал премьер-министра и его ближайших сподвижников. Многие политические лидеры были вынуждены покинуть страну. Среди них были и лидеры революционного крыла КПН, бежавшие в Индию [2].

В 1962 году партия вновь раскололась, на этот раз революционное крыло. Пушпа Лал, который возглавлял революционную фракцию КПН, поддержал Индию в пограничном конфликте с Китаем. В то же время Тулай Дала Амайта поддержал китайцев и основал собственную партию. Отметим только, что поддержка Индии, векового кастового общества, для коммунистов было недопустимо – что тогда, что сейчас.

В 1970-х революционное крыло возглавил Ман Мохан Адхикари. Он критиковал ввод советских войск в Афганистан и новое китайское руководство, пришедшее к власти после смерти Мао.

Отметим, что к тому времени в Непале творился полный хаос, связанный с дроблением коммунистов на многочисленные группы, фракции и организации. Например, тогда существовало три фракции ревизионистских промосковских коммунистов, прокитайские организации с уклоном вправо, реформистская Непальская рабоче-крестьянская организация и даже ответвление наксалитов [3].

Все они объединились в борьбе против феодальных сил страны, поборников т. н. панчаятской системы советов. Члены панчаятов частично избирались и частично назначались правительством. В первые годы своего существования панчаятская система способствовала стабилизации общества, а также проведению ряда реформ. Однако очевидно, что это было банальным популизмом со стороны эксплуататоров.

Это способствовало в 1991 году двум значительным событиям: объединению Центрального организационного комитета (ЦОК) с Пролетарской организацией труда (ПОТ) в Непальскую коммунистическую партию и основанию членами Революционного интернационального движения и других ревизионистских групп Объединенной коммунистической партии (далее ОКП) [4].

В 1995 году Объединенное национальное народное движение сменило название на «Коммунистическая партия Непала (маоистов)» (далее КПН(м)). Она бойкотировала референдум, посвященный вопросу возвращения к парламентской монархии, и сами парламентские выборы.

ОКП же участвовала в выборах и в 1994 году даже сформировала своё собственное правительство.

В отличие от ОКП, КПН(м) пришла к выводу о революционности ситуации в Непале и выдвинула правительству ультиматум, т. н. «40 требований». Он гарантировал среди прочего национализацию собственности буржуазии и отмены привилегий царской семьи. Однако, как и ожидалось, правительство не приняло ультиматум [5].

ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА

В 1996 году в Непале началась гражданская война. Маоисты из КПН(м) развернули «народную войну», применив идеи Мао на практике. В борьбе участвовали аж три силы: поборники феодализма и абсолютной монархии, либерально-демократические силы (и, в частности, Национальный Конгресс), а также маоисты (и, в частности, КПН(м)).

Революционные силы были поддержаны трудящимся, в основном крестьянским населением страны и вооруженная борьба продолжалась, не смотря на репрессии со стороны правительства [5].

Маоисты два раза садились за стол переговоров с реакционным правительством, однако оба раза оно отказывалось выполнять минимальные требования – провести аграрную реформу и демократические преобразования.

В 1998 году к власти пришел представитель либерально-демократических сил, Гириджа Коирала, однако маоисты под руководством товарища Прачанды не сложили оружие и продолжили борьбу при помощи маоистских партий других стран, в частности Перу и Индии [2] [3].

ПРЕДАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Казалось, что ничего не предвещает беды: маоисты пользуются большой народной поддержкой, феодальное и либерально-демократическое правительства свергнуты, а императорская семья расстреляна. К 2006 году маоисты подписали мирный договор и армии были распущены [6].

В 2007 году были проведены парламентские выборы и КПН(м) заняла около трети мест. Другие партии, среди которых была также ревизионистская КПН(омл), обвиняли КПН(м) в использовании мошеннических методов для победы на выборах.

Внезапно бывшие маоисты-революционеры, а теперешние политиканы, начали проводить совсем не социалистическую политику. В стране была закреплена частная собственность, экономическая элита продолжает эксплуатировать бедняков, а классовые противоречия увеличиваются. Единственным крупным достижением непальских коммунистов остается устранение феодальной системы.

Причин поражения маоистского движения несколько. Во-первых, с самого начала истории коммунистического движения в Непале, разрозненные маоистские партии всячески сближались с буржуазными политиками, вступали в различные коалиции и временные правительства. В результате они разлагались и становились объектом манипуляций. [7].

Во-вторых, непальские маоисты отдали предпочтение национальному вопросу, забыв о классовой борьбе. Страна была разделена на регионы в соответствии с территориями распространения этнических меньшинств, в то время как власть традиционных национальных элит усилилась. В конце концов, это привело к росту межэтнической розни [7].

Не стоит забывать о том, что маоисты демобилизовались почти сразу же после подписания мирного договора и не смогли противостоять участию различных псевдокоммунистических партий в парламентских выборах в рамках буржуазной конституции.

И пусть социалистической революцией борьба непальских маоистов пока не завершилась, в XXI в. – это пока единственный пример революции, в которой ведущую роль сыграли коммунисты. Слово «пока» здесь ключевое…

[1] – http://maoism.ru/6190
[2] – http://library.maoism.ru/Shaping/Nepals.htm
[3] – http://maoism.ru/7105
[4] – http://library.maoism.ru/maoism_in_Nepal.htm
[5] – http://library.maoism.ru/Shaping/ShaNepal.htm
[6] – http://maoism.ru/6088
[7] – https://liva.com.ua/nepal-struggle.html


Позиция Редакции