ЧУЧХЕ ИЛИ ГЕНИАЛЬНОЕ В СПАЙКЕ С ПЕРЕГИБАМИ

Иногда самое главное в написании прекрасной картины – это отнюдь не начало, а завершающие мазки. Они могут всё испортить, или же наоборот, придать произведению ту неповторимость, что навсегда западает в душу. То же самое и в работе над коммунистической теорией. В прошлой части мы коротко разобрали основные положения маоизма, картина, написанная автором этого этапа развития коммунизма, получилась красочной, но в ней не хватало завершающих мазков. Мы разберём в данном материале наследие классиков чучхе, оно представляет колоссальный интерес для современных коммунистов, поскольку там есть те самые финальные штрихи. Нам необходимо посмотреть на получившуюся таким образом картину непредвзято, и начинать писать уже свою…

Рядом с могучим маоистским Китаем расположилась еще одна социалистическая страна – КНДР. Размерами она не так велика, зато задириста и горда. После того, как огромному монстру японского фашизма порвали алчную пасть, это небольшое государство оказалось разделено на две части. Северную сторону по-отечески взял под патронаж Советский Союз, выведший свой войсковой контингент сразу после того, как корейские коммунисты сформировали свою регулярную армию, а южную маниакально оккупировало США и по сегодняшний день цепко держит в своих лапах [1]. Предшествующую героическую историю борьбы корейского народа за свою независимость мы рассмотрим как-нибудь позже в отдельном материале, сейчас же мы разберем идейную концепцию, родившуюся на этом упёртом (в самом хорошем смысле этого слова) полуострове.

Ким Ир Сен, с отроческих лет ступивший на тропу национально-освободительной борьбы против японской оккупации, ещё в начале своего пути обратил внимание на то, как трактовали марксистскую теорию различного рода догматики. В частности, сии господа говорили, что надо сидеть на попе ровно и ждать пока товарищи из стран первого мира разожгут на горе всем буржуям мировой пожар. Разумеется, для молодых корейских ребят, повсеместно сталкивавшихся с дискриминацией по национальному признаку со стороны оккупантов, а с другой стороны с вопиющим классовым неравенством, идея сидеть и ждать лучших дней для того, чтобы вскрыть глотку японскому полицаю и подпевающему ему корейскому помещику, не канала. Необходимо было подвести под это теоретическую базу. Ким так и сделал, он в зачатке сформулировал антиревизионистский теоретический концепт, и назвал его «чучхе». Здесь важно понимать исторический контекст – отсталая, оккупированная сельскохозяйственная страна, люди неграмотны в большинстве своём, политическая полиция рыщет всюду и зверски истязает каждого, кто хоть минимально заподозрен в нелояльности. В таких условиях просто не достать марксистскую литературу, а если и достать, то в очень ограниченном количестве и только небольшой спектр трудов, потому что для переводов серьёзных теоретических работ необходимо иметь возможность не дёргаться от каждого шороха. К сожалению, корейские товарищи восприняли эти слова догматиков как достоверный пересказ марксовой теории и расценивают чучхе как новый этап развития теории освобождения рабочего класса.

Итак, в чём суть чучхе? Марксизм в своей основе пытался ответить на вопрос что первично: материя или сознание? В середине 20 века стало очевидно, что этот вопрос вообще является по своей сути абсурдным, поскольку сознание есть свойство материи, а значит ничто не первично [2]. Ким Ир Сен решил сформулировать новый основой вопрос и заложить его в фундамент своей теории. Он звучит так: какова роль человека в этом мире? Согласно чучхе роль человека – решающая. Для всех реакционных философий – вторична и унизительно подчинительна. Исходя из этого положения, необходимо было наиболее чётко сформулировать тезис о том, что развитие человечества определяют не внешние по отношению к нему, а сугубо ему подконтрольные производительные силы. Тезис «бытие определяет сознание» до сих пор просто обожают приписывать Марксу, криво ободрав его аутентичное высказывание по этому вопросу [3]. Однако это в корне противоречит диалектическому материализму, разработанному самим Марксом – ведь согласно диамату причина развития любого объекта заключена в нём самом. Эта причина есть внутреннее противоречие, априори заключённое в любом объекте, разрешение которого и способствует его развитию, внешние же силы выполняют в этом процессе второстепенную роль. На место разрешённого противоречия встаёт новое, и, соответственно, уже его разрешение будет двигать объект вперёд, и так до бесконечности. Аналогично и с человеческим обществом. Причина его развития заключена в нем самом. На протяжении истории, по крайней мере в её современном историографическом отражении, ведущим противоречием, движущим человеческое общество, было противоречие между угнетателями и угнетёнными, трудящимися и паразитами. Оно поступательно разрешалось и на места тотально бесчеловечным обществам приходили менее бесчеловечные, дабы впоследствии быть закопанными человечеством в землю в качестве удобрения для того, чтобы на удобренной почве произросло нечто новое, великое. Как только его росток появится из-под земли, вместе с ним на свет появится и новое противоречие, только уже в другой области. Но это будет начало прекрасной книги о властителе вселенной, писать которую уже нашим потомкам.

Таким образом, человек – это единственное общественное существо, обладающее потребностью к творчеству, самостоятельностью и разумом. Исходя из этого, идеи чучхе ставят во главу угла не экономический детерминизм, а человека, его созидательное начало.

Благодаря своим качествам человек является самым развитым и могущественным существом в мире. Он относится к миру не фаталистически и пассивно, а революционно и активно, преобразуя его не слепо, а целенаправленно. И именно человек является двигателем общественно-исторического развития. Вся история человечества – это творческое движение народных масс в борьбе за претворение в жизнь своих качеств.

Хорошо, мы разобрались с тем, что историю движут народные массы сообразно со своей волей и чаяниями, но что же дальше?

А дальше необходимо разобраться: как творчество народных масс, запечатлённое в новом социалистическом обществе, уберечь от коррозии и зловредных паразитов. Ким Ир Сен попробовал выковать для этого теоретические положения из нержавеющей стали. Где-то у него получилось, а где-то нет.

Первым основополагающим положением идей чучхе является опора на собственные силы, которое Ким Ир Сен вывел, анализируя капиталистическое перерождение стран СЭВ вслед за Советским Союзом. Эти страны соц. лагеря были тесно завязаны на сталинский СССР как экономически, так и идейно-политически, и буквально в каждом своём шаге слепо копировали опыт старшего брата. Соответственно, такого рода дубовость сыграла с ними очень злую шутку – не обладая самостоятельностью, они пошли вслепую за «хрущевцами», которые повернули их к капитализму.

Под опорой на собственные силы стоит понимать, что государство не должно становиться заводом по переработке отходов другого государства как в идеологическом отношении, так и экономическом. Оно не должно низкопоклонничать перед опытом других стран, а действовать сообразно с условиями, сложившимися на его территории. Экономически быть сырьевым придатком недопустимо, поскольку такого рода самопозиционирование на деле означает забыть о понятии суверенитет. Вышеизложенное положение можно встретить также в трудах Мао Цзэдуна, однако оно не было заложено в основу любого практического действия формально, хотя фактически этому принципу красный Китай следовал неукоснительно [4].

Следующими особенностями идей чучхе являются метод чхонсанри и тэанская система работы в промышленности. Они были выработаны в результате учёта требований послевоенного экономического роста, предполагающего ряд дополнительных шагов для поиска внутренних резервов. Поскольку появлению тэанской системы работы предшествовало создание метода чхонсанри, то и начнём, соответственно, с него.

Основа метода чхонсанри заключается в том, чтобы:

1) Вышестоящий, будь то отдельный человек или партийный орган, помогал нижестоящему;

2) Для этого он должен лично приехать туда, где работает рядовой работник, разобраться в ситуации на месте;

3) При этом основное внимание уделять политической работе, т. е. мобилизации энтузиазма и творческой инициативы трудящихся. [5]

Следующим этапом на пути создания различных методов мобилизации народных масс стало появление так называемой «тэанской системы работы».

В декабре 1961 г. Ким Ир Сен прибыл на Тэанский электромеханический завод, чтобы руководить на месте производством. Изучив ситуацию, он пришёл к следующему выводу:

Руководство экономикой, отдельными ее подразделениями, нельзя доверять профессионалам, оценивающим реальность на основе «объективного расчета», который на деле совершенно не объективен. Нужно дать возможность мобилизоваться трудящимся так, чтобы они осуществляли невозможное на простом оборудовании и так, как они сами это видят, чтобы их безграничная творческая инициатива не подавлялась кем бы то ни было. Единоличный властитель завода по факту бесполезен и является ничем иным, как тормозом в строительстве социализма. Поэтому следует иначе организовать управление производством и хозяйством в целом.

Для подобной реорганизации требуется:

1) Покончить с единовластием директора завода и передать контроль над управлением партийному комитету, сделав одновременно руководство заводом коллективным, т. е. с привлечением выборных руководителей его отдельных подразделений – инженерно-технического, планового и т.п.;

2) При этом управление заводом должно быть комплексным, единым и ориентированным на политическую работу;

3) Обеспечение материалами, а также по возможности и обеспечение потребностей рабочих желательно производить на основе собственных резервов.

В итоге, тэанская система работы стала логическим продолжением метода чхонсанри. Иными словами, если, например, согласно методу чхонсанри, мобилизацией народных масс занимался временно находящийся на рабочем месте высший руководитель, то по тэанской системе работы этим занимался постоянно находящийся на месте партийный комитет, проводящий политику партии. Вышеперечисленные методы фактически практиковались в маоистком Китае с гораздо большим букетом теоретических новшеств, однако в саму структуру маоизма не заложено это настолько чётко, нежели в чучхе.

В процессе конструирования теории Ким Ир Сен разработал концепцию политики сонгун, что в дословном переводе на русский язык означает впереди (заранее) – [сон] и армия – [кун].

Корни политики сонгун исходят из положения идей чучхе об укреплении сил революционных масс как субъекта революции и повышения их роли в процессе строительства социализма. Эта политика освещает принципы защиты и повышения самостоятельности трудящихся, укрепления субъекта революции и неуклонного повышения его роли, а также ставит в центр внимания идейность человека в революционном преобразовании общества.

Политика сонгун ведёт свои истоки от далеко идущего замысла отца Ким Ир Сена – Ким Хён Чжика [6], символически выраженном в двух пистолетах, завещанных им сыну в наследство. Замысел Ким Хён Чжика состоит в том, что победу способна одержать лишь революция, обладающая высокоорганизованной военной силой.

Политика сонгун получила дальнейшее углубление и развитие благодаря Ким Чен Иру, который сформулировал основные принципы сонгунской революции и способы ведения соответствующей политики.

Концепция политики сонгун гласит, что революционная борьба за осуществление дела рабочего класса, не опираясь на оружие, т.е. на могучие революционные вооружённые силы, не может ни возникнуть, ни завершиться победой, не может ни отстоять победившую революцию, ни развивать, ни завершить её.

В сонгун раскрывается сущность главной движущей силы революции, фактор, определяющий её характер, закономерности изменения и развития, и на этой основе выясняют, что в современную эпоху армия рабочего класса является главной движущей силой революции, тем самым освещают новую теорию о субъекте революции с его сердцевиной – революционной армией.

Трудящиеся, являющиеся субъектом истории, только при опоре на свою армию могут выполнять роль как субъект революции. Чтобы отстоять самостоятельность и независимость перед силами империализма необходимо иметь крепкую революционную армию, которая должна быть верным защитником и слугой народа. [7]

Следует также отметить, что армия рабочего класса выступает не как оторванная от него структура, а как плоть от его плоти. В мирное время армия является ударной строительно-производственной ячейкой, которую бросают на решение тяжелейших задач (устранение последствий наводнения, кратковременное поднятие отдельной области промышленности и т.д.).

Ким Ир Сен сделал ряд важных выводов в области военного дела, опираясь на свой полководческий опыт во время антияпонской революционной и корейской войн. Ключевой вывод таков: исход любой войны определяют не степень и качество материального оснащения армии, а уровень сплоченности и идейности трудящихся масс и их вооруженных сил. [8]

Итак, резюмируем. Чучхе – это теоретическая концепция со множеством неточностей, однако оно закрепило в себе основные положения практики Сталина и Мао в деле построения двух крупнейших социалистических государств и имеет те самые завершающие мазки в лице политики сонгун, духа и метода чхонсанри, теанской системы работы и принципа опоры на собственные силы.

Главное же достижение Ким Ир Сена – это возвращение коммунистической мысли к представлениям Маркса, Энгельса и «простых людей», погребённым под нагромождениями фальсификаций. Человечеству уже тогда настолько помогли забыть, что такое марксизм на самом деле, что мысль Маркса и Ким Ир Сена до сих пор воспринимается как совершенно чуждая марксизму.

На этом мы заканчиваем анализировать опыт прошлого и переходим к анализу реалий настоящего и попыткам заглянуть в будущее. Пристегнитесь покрепче, из-за турбулентности будет сильно трясти!

P. S. Некоторые фрагменты, приведённые в данном тексте, были написаны «профессионалами» на основе корейских теоретических работ. Их окостенелый слог и нелитературный перевод для неподготовленного сознания буквально убийственен и, к сожалению, малоинформативен, поэтому не пытайтесь повторить это дома.

Продолжение следует…

[1] – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B5#%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[2] – https://russianwasteland.ru/теория/409/

[3] – https://russianwasteland.ru/%d1%82%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f/1225/

[4] – «Мы за опору на собственные силы. Мы хотели бы получить помощь извне, но ставить себя в зависимость от неё мы не должны. Мы полагаемся на собственные усилия, на творческие силы всей нашей армии и всего народа»

«Научиться вести хозяйственную работу» (10 января 1945 года), Мао Цзэдун, Избранные произведения, т. III

[5] – «Чтобы вышестоящий орган помогал нижестоящему, руководитель помогал подчинённым, всегда сам посещал места работы, глубоко знакомился с действительным положением в низах, находил правильные решения проблем, во всей деятельности отдавал предпочтение политической работе…»

«Путь, пройденный селом Чхонсанри» Пхеньян, 1984. С. 50.

[6] – Надо сказать, что в семье Кимов революционная борьба была своего рода семейным делом.

[7] – «Мы — за уничтожение войны, нам война не нужна, но уничтожить войну можно только через войну. Если хочешь, чтобы винтовок не было, — берись за винтовку»

«Вопросы войны и стратегии» Мао Цзэдун (речь 6 нояб. 1938 г. на VI Пленуме ЦК КПК 6-го созыва)

[8] – Остальные новшества относительно тактики и стратегии ведения боевых действий мы рассмотрим позже в отдельном материале.

Позиция Редакции

1 июля 2018 г. (Ред. От 28.07. 2020 г.)