AUS SCHEIßE UND STÖCKE. ЧАСТЬ III

Мы говорим – «незыблем как скала», но изредка случается так, что можно сказать только «стремителен как скала». Землетрясения случаются редко, и может ли это явление характеризовать сущность скалы, обычно для нас неподвижной? Скала существует потому, что земная твердь воздымается на этой территории. Нет ничего подвижнее земной тверди…

ИЗ ГОВНА И ПАЛОК (МЕТОДОЛОГИЯ)

НОВАЯ ДИАЛЕКТИКА

Человеческая мысль не может стоять на месте. А вообще что-нибудь может? Это главный результат, достигнутый революционными диалектиками XIX века. К самой диалектике это относится в первую очередь на протяжении всей её истории. То, что не изменяется – это уже не диалектика, а пугало в огороде реакционной идеологии.

Новая диалектика. Диалектика вообще фактически уже является объёмной логикой, что выражено в одном из её центральных положений – «всё имеет отношение ко всему», но при субъективном выделении из объема неких преимущественных направлений невозможно достичь какой-либо финальной полноты. Принято выделять три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания отрицания. Но так же, как капитал является самовозрастающей стоимостью, диалектика является саморасширяющимся изменением сознания. Очевидное сталкивается с разумеющимся не только в ожидаемой области.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОЖНОГО ИЗ ПРОСТОГО

В тройку – или троицу – законов диалектики это положение не включается, но незримо оно присутствует в качестве сверхзакона, отправной точки всех размышлений – прочие законы должны помочь объяснить, как именно и почему сложное возникает из простого.

Но данное положение вообще является артефактом и следствием либо неразвитости, т.е. простоты наблюдательных средств, либо методологических ошибок. Вполне очевидным является усложнение средств производства от простых, начиная с «палки копалки», кончая роботизированными межпланетными станциями и пр. Средства производства не развиваются вообще и даже не размножаются – их производит и развивает человек, сообщая им свою превосходящую сложность. Мы прекрасно видим, как сложное (человек) усложняет простое, то есть «субъект ниспадает в объект» – здесь нет разницы между очевидным и разумеющимся. Электростанция не вырабатывает никакого электричества, и сама по себе не существует вовсе. Это человек при помощи электростанции вырабатывает электричество. А сама по себе она саморазрушается.

Теперь к вещам более важным, потому что на них основаны заключения, а на этих заключениях – действия в отношении организации сложности нашей жизни. В наиболее часто встречающемся варианте это вопрос о том, кто сложнее – человек или общество и что является источником сложности организации человеческого сознания? Из истории развития средств производства мы можем заключить, что наиболее передовые современные разработки люди вполне осознанно стремятся приблизить к тем достижениям, на которых основана работа их организмов – нанотехнологии, нейросети и искусственный интеллект, системы позиционирования и т.д. Это обстоятельство получило название органопроекции, исходя из того, что ложка, кружка, экскаватор — это проекция руки, фотокамера — это проекция глаза, одежда – проекция кожи и т.д.

На настоящий момент с чисто инженерной точки зрения совершенно ясно, что поведение клеток сложнее, чем поведение людей, а поведение молекул, составляющих клетки, не менее сложно, чем поведение самих клеток. Если рассмотреть эти обстоятельства с точки зрения ленинского тезиса о неисчерпаемости материи вглубь, то очевидно, что нижележащие более древние уровни будут сложнее вышележащих и более молодых. То есть в отношении социального развития при нынешнем развитии средств наблюдения мы можем однозначно заключить, что общество развивается по той причине, что через отдельных людей клеточные сообщества передают ему свою сложность, опираясь при этом на каскад предшествующих существ.

Таким образом, в реальном мире действует ЗАКОН ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОСТОГО ОТ СЛОЖНОГО.  Материя усложняется, но суммарно. Каждый последующий эволюционный уровень проще предыдущего. Неочевидным это обстоятельство является потому, что наше зрение организовано в диапазоне увеличений, в котором проблемы ещё только предстоит решать, то есть от мелких предметов до звёзд. Те увеличения, на которых проблемы уже решены, то есть от клеток и глубже, для наблюдения глазом недоступны, поскольку в этом нет необходимости.

Итак, повторимся ещё раз: источником сложности организации общества является строение человеческих индивидов, а источником страданий человеческих индивидов является их упрощение со стороны общества. В качестве иллюстрации можно привести репрессивно тоталитарный советский режим, особенно в первой фазе своего существования, который вызывал массовый энтузиазм, поскольку это было государство, максимально зависимое от граждан, и граждане, максимально независимые от государства. Фактически это была прямая органопроекция, поэтому в определённом смысле Советский Союз, или «сталинизм», что является в данном случае синонимами, не разрушен до сих пор и продолжает существовать на тех уровнях сложности, которые недоступны обществу.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Очевидным образом этот закон работает, однако из него был сделан вывод о самодвижении материи вообще и отдельных материальных объектов вследствие борьбы противоположностей в них, что очевидно противоречит второму началу термодинамики и массе других наблюдаемых закономерностей. Расширение Вселенной с ускорением позволяет выйти из положения, в котором было необходимо заменять понятную логику словоговорением и сделать вывод о том, что разрушительные для любого объекта процессы приводят к его самодвижению и развитию. Напротив, прибывающая во Вселенную энергия позволяет объектам развиваться, несмотря на существующие в них единство и борьбу противоположностей. Благодаря этой всегда избыточной энергии мы можем осуществлять развитие и преодолевать возникающие в ходе него противоречия.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО

Количество переходит в качество и в обратном направлении, но эти направления не образуют угол сто восемьдесят градусов и не являются одной линией причинно-следственных связей. «Качественное количество переходит в качественное качество, а некачественное количество в некачественное качество» ©. Кроме того, при обратном переходе количества в качество или наоборот не образуется предыдущее по отношению к ним качество или количество. Во времени всё движется в одну сторону – скажем, лавина, сорвавшаяся со склона, во времени скатывается вверх.

Нормально проехать по дороге на автомобиле – это одно качественное состояние, попасть в аварию – противоположное ему. Но пути достижения их находятся к друг другу не под углом 180 градусов, а под некоторым острым углом.

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

Следующий закон – отрицания отрицания. Мы, конечно, видим множество его проявлений: в отношении обществ – это те общества, которые отрицают основу организации человеческой психики. То рабовладельческие, то крепостное право, то ещё что-нибудь вроде расизма или колониализма. И, соответственно, эти общества отрицаются как людьми в них попавшими, так и людьми, предназначенными к попаданию в них. Приходят Варвары и сносят всё до основания. Различные «дикие» племена оказались в Риме по той же причине, что и советские войска в 1945 году в Берлине. Очевидно, что путь отрицания отрицания или путь взаимного отрицания различных уровней организации не является путём какого-либо развития. Заявление о том, что ископаемые общества внесли какой-либо вклад в нашу культуру столь же правдоподобно, как и возможное заявление о том, какой вклад в нашу культуру внесли динозавры. Это мы с помощью наблюдения ископаемых останков как тех, так и других вносим вклад в собственную культуру.

В реальности развитие может быть описано только ЗАКОНОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДОПОЛНЕНИЯ. При кристаллизации структура кристалла не отрицает структуры атомов входящих в него веществ, те не отрицают структуры входящих в них элементарных частиц. При образовании из молекул клеток, не отрицается их структура, при возникновении многоклеточных никаким образом не отрицается структура клеток и таким образом жизнеспособными могут быть только общества, последовательно дополняющие структуру их членов так же, как их строение последовательно дополняет структуру клеток и т.д. Закон отрицания отрицания описывает боковые и тупиковые варианты развития событий, а закон последовательного дополнения описывает осевые и потенциально бесконечные варианты.

На наш взгляд современная диалектика выглядит следующим образом:

1) Возможность и необходимость попадания из любой точки в любую множеством разных путей. То есть даже физиологически для создания в воображении объемной картины окружающего мы имеем одновременно две точки зрения, две точки слуха, две точки обоняния и две области осязания.

2) При развитии материи строение каждого последующего уровня проще предыдущего.

3) Благодаря усвоению избыточной энергии, происходит развитие вообще, а также единство и борьба противоположностей не разрушает объекты.

4) Переход количества в качество: количество переходит в качество и в обратном направлении, но эти события образуют сложную разветвляющуюся систему.

Предыдущий этап развития логики… Что же такое логика, если она не имеет отношения к реальности, и зачем она нужна? Логика возникает благодаря сопоставлению объектов реальности и средств моделирования мозга. Даже такое привычное выражение, обозначающее достоверность как «очевидно» не является очевидным. Беглого знакомства с физиологией зрения достаточно для того, чтобы понять, что мы вокруг себя ничего не видим, а воображаем на основании отрывочных световых сигналов, регистрируемых глазами. Упомянем здесь только то, что ни один глаз не получает той объёмной картины, которую мы «видим», а плоская картинка проецируется на сетчатку в перевёрнутом виде. С дальнейшими физиологическими препятствиями к непосредственному видению окружающего читатели могут ознакомиться самостоятельно.

Наше сознание воспринимает как видимую исключительно воображаемую картину. По этой причине логика и логистика являются словами однокоренными. Логистика – это оптимизация движения транспортных средств и грузов, а логика – это оптимизация движения и обработки информационных потоков. Поскольку в рамках логики движется информация, не имеющая отношения к реальности, требуется непрерывно искусственно приводить её в соответствие с реальностью, а реальность в соответствие с ней. Это и есть развитие логики.

Предыдущий этап развития логики был совершенно адекватно назван ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛИЗМОМ, поскольку сложность материи в те времена практически не наблюдалась, и очень рельефно авторами воспринималась сложность человеческого мышления. Текущий этап мы можем назвать МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКОЙ, поскольку, хотя сложность человеческого мышления и превышает сложность окружающей материи, но не в такой степени, как это казалось ранее.

Что касается самого понятия материализма и противопоставления его идеализму. Вульгаризаторы (здесь «вульгарный» не в смысле «народный», а в противоположном смысле [1]) философской мысли связывают материализм с изначальным постулатом о том, что материя первична, а сознание вторично, идеализм же – с противоположным тезисом, что сознание первично, а материя вторична. Во-первых, оба заявления являются сугубо идеалистическими, поскольку в этой формулировке их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Во-вторых, они являются абсурдными, поскольку сознание является свойством материи, а свойство не может быть первично либо вторично в отношении объекта. По этой причине вопрос о первичности сознания или материи является основным вопросом буржуазной философии, так как буржуазное общество в основе своего существования имеет абсурд [2]. Такое могло прийти в голову только тем, кто задаётся вопросом о первичности яйца либо курицы и не задаётся вопросом о первичности котят или кошек.

Как диалектический материализм, так и материалистическая диалектика могут быть восприняты только пролетариатом, поскольку в его бытии нет места абсурду. Независимо от того, работает ли производственное оборудование должным образом или взрывается, убивая всех вокруг, эти процессы реальны, а не абсурдны. А если, например, у вас вышла из строя судебная система и привлекает людей к ответственности за невиновность, поскольку невиновные исключены из коррупционных схем, то с теми, чьим предметом труда является судебная система ничего не происходит, по крайней мере при непосредственном контакте со средствами и продуктами их «труда».

Продолжение следует…

[1] – https://russianwasteland.ru/теория/77/

[2] – В. И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»

Позиция Редакции 20 июня 2019 г.